Кто и как создаёт нашу обувь?

Обувь — один из интереснейших продуктов человеческого труда и творчества. У нее множество предназначений и функций, которые нужно учитывать при создании ботинок и туфель, сапог и сандалий, башмаков и кроссовок. В этом деле участвует много людей, а начинает его модельер, специалист по ассортименту. Институтская подготовка модельеров основательная, глубокая и разносторонняя. Она включает множество учебных дисциплин — проектирование колодки, антропометрия стопы, анатомия, физиология... Параметры сжатия ноги, систему кровообращения стопы модельер обязан знать, как свои пять пальцев и даже гораздо лучше. Здесь и сравнение-то не подходит, потому что пять пальцев — это только часть стопы, строение которой гармонично и сложно, функции разнообразны.

Только предельно конкретные и точные представления дают понимание, где, как, насколько, каким образом обувь может соприкасаться со стопой, а где — это категорически недопустимо. Что такое колодка, студент-конструктор изучает не только в теории. Она выпиливается миллиметр за миллиметром из деревянных болванок по металлическим шаблончикам. Забивают гвоздики в край. Околачивают, чтобы четкая грань следа была.

И точно так же — теоретически и собственными руками — каждый предмет: материаловедение, технология вплоть до обработки всех видов швов на различных машинах и так далее. Множество эскизов, множество макетов, имитация изделий в цвете из папье-маше с пластилиновым каблуком во всем разнообразии вариантов, образцы настоящих изделий из кожи...

Очень много уметь и знать должен каждый модельер, даже молодой специалист, потому что он - начальник. В самом прямом точном смысле слова. Его место в самом начале процесса создания обуви, и соответственно - обязанность предусмотреть все, вплоть до того, какие искажения может претерпевать первоначальный замысел. К счастью, автоматизация проектирования во многом снимает эту проблему.

— Система автоматизированного проектирования обуви — говорит руководитель группы моделирования и внедрения ЦМТ «Парижской коммуны» Марина Вячеславовна Дякина, — основной инструмент в работе современного модельера. Этот инструмент мы получили на «Парижской коммуне» в начале 90-х годов. Наш генеральный директор Александр Александрович Никитин по первому вузовскому образованию в Московском технологическом институте легкой промышленности (ныне Московский государственный институт технологии и дизайна), тоже конструктор-модельер. Только в ту пору, когда я стала студенткой МТИЛП, он уже был аспирантом. Его научные интересы как раз и были связаны с использованием электронно-вычислительной техники при создании моделей обуви. По этой тематике он защитил первую диссертацию на звание кандидата технических наук.

Внедрение на фабрике системы 2-мерного моделирования обуви непосредственно воплощалось в жизнь лабораторией автоматизации производства, которую возглавляет Юрий Германович Мореходов, потомственный инженер обувной промышленности, сын Германа Анатольевича Мореходова, автора учебников и учебных пособий, начальника лаборатории нормирования ЦНИИ кожевенной промышленности, заместителя директора института по научной работе.

Юрий Мореходов поначалу тоже пошел по стопам отца и занимался наукой, правда, по своей специализации — автоматика и комплексная механизация. Позже в 80-е годы его обширным теоретическим знаниям и приобретенному в лаборатории автоматизации МТИЛП практическому опыту найдется применение на «Парижской коммуне». Такой, как здесь, масштаб автоматизации мало кому удалось изведать. Даже сейчас, когда с падением объемов производства в промышленности автоматизацией новых техпроцессов почти не занимаются, «Парижская коммуна» приобретает и внедряет робототехнику.

Первая автоматизированная систему проектирования обуви CAD/CAM была зарубежной. Но в 2000 году руководство «Парижской коммуны» позаботилось об освоении более совершенной системы САПР-АСКО-2Д нашей отечественной разработки, осуществленной профессором Владимиром Михайловичем Каганом во ВЗИТЛП. Владимир Михайлович сам приезжал не раз к нам на фабрику в период внедрения САПР.

— В части профессионального становления и роста «Парижская коммуна» дает специалисту уникальные возможностей для развития, — считает модельер Марина Вячеславовна Дякина. — В деле освоения автоматизированного проектирования обуви мы были в отрасли первопроходцами, обладателями лучшего оборудования и программ. Многие годы сотрудничества с ведущими европейскими дизайнерами на основе лицензионных контрактов позволяют нашим специалистам видеть, наблюдать, отслеживать все самые актуальные направления моды. А также понимать и правильно оценивать, что в нашем собственном опыте наиболее значимо, совершенно. На фабрике я осваивала профессию студенткой, здесь совершенствовала, приобретая навыки автоматизированного проектирования, а также впоследствии на протяжении всех лет работы модельером — больше 20 лет. И поныне мне есть, чему учиться, решая новые, все более усложняющиеся задачи.

Диапазон применения творческих способностей Марины Дякиной в моделировании обуви широк. Начинала с женской модельной. Диплом защищала по теме «Реконструкция фабрики „Парижская коммуна“: коллекция женской модельной обуви». А теперь, как у нас говорят, от малодетской — до молодецкой. Материнский опыт (у Марины в семье — дочка Ксения и сын Павел) помогает ей в проектировании обуви для детей. Ее достижения отмечены патентами, дипломами престижных выставок, министерскими отраслевыми наградами. Среди ближайших коллег и сотрудников группы моделирования и внедрения ЦМТ «Парижской коммуны» в основном — ученики Марины Дякиной, бывшие ее практиканты.

© ЗАО МОФ "Парижская коммуна", Мараховский Емельян, 2009.