Топотам — сайт о детской обуви

Кто и как создаёт нашу обувь?

Первым в технологической цепочке производства обуви стоит раскройный цех, и номер ему присваивается соответствующий на всех предприятиях. Раскройщики первыми среди рабочих-обувщиков приступают к изготовлению ботинок, туфель сапог и других изделий. При разработке Центром моделирования и технологии новых моделей обуви группой нормирования определяется оптимальный для раскроя вариант раскладки лекал по поверхности кожи. Различные детали комбинируются так, чтобы как можно полнее пошла в дело дорогостоящая кожа. Сложность в том, что натуральная кожа капризна. Природный материал - шкуры – изделие штучное, они не могут быть абсолютно идентичными. Мастерство раскройщика и состоит в том, чтобы, опираясь на заданный при нормировании вариант раскладки, разложить резаки наиболее рационально. Интересно проходят профессиональные состязания раскройщиков в рамках городских конкурсов «Московские мастера». Их финал обычно назначают накануне профессионального праздника Дня легкой промышленности.

На календаре — лето, на улице — жара, а на производственных потоках московских обувщиков — теплая обувь, которую детишкам предстоит носить предстоящей осенью-зимой. Для конкурса это хорошо. Теплая обувь сложнее в производстве, и соответственно требует от людей большего умения, которое и надо предъявить на соревнованиях. На ближайшем конкурсе участницы кроили детали верха утепленных девичьих сапожек. Она разработана итальянскими дизайнерами, выпускается из натуральной мягкой кожи светлых тонов. В день конкурса на потоке был розовый вариант — самый нарядный.

— Красота этой модели, прежде всего, в особенностях кроя, — подчеркнула начальник цеха Татьяна Владимировна Тимакова, участница Всесоюзных соревнований раскройщиц в 70-е годы в Свердловске, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. — Все крупные детали: союзка, берчики, задинка — сложной изящной конфигурации. Работа — тонкая. Деталей много. Более 200 для десяти пар, которые нужно было раскроить по условиям конкурса. Одна из конкурсанток ошиблась или, может, просчиталась — в ее коробе не хватило двух крохотных деталюшек — и потеряла 50 очков.

Профессия раскройщика в обувном деле считается сложнейшей, при приеме в училище на Дубининской улице (сейчас оно получило статус колледжа), на обучение этой профессии берут только тех, кто закончил школу с хорошими и отличными оценками.

Выпускников именно этого училища, созданного в начале 30-х годов прошлого века как ФЗО фабрики «Парижская коммуна», а позже в середине 70-х годов переехавшего в отдельное здание на соседнюю улицу, на конкурсе московских раскройщиков больше всего и оказалось. Соответственно производственную практику они проходили на «Парижской коммуне», и ее коллектив, стены были им не чужими. Марина Макарцова — участница конкурса из ОАО «Комплект» с гордостью сообщила, что ее первой наставницей была ни кто-нибудь, а знаменитая на всю отрасль Валентина Сугробова, кавалер ордена Ленина. Осваивала профессию Марина на «Парижской коммуне», которая была тогда головным предприятием Московского обувного производственного объединения «Заря», а первым местом работы для нее стало его дочернее предприятие — новая тогда фабрика имени Героя Социалистического труда Григория Васильевича Муханова на Каширском шоссе в Орехово-Борисове.

Марина Макарцова оказалась достойной ученицей Валентины Сугробовой — вошла в число призеров городского профессионального конкурса обувщиков, заняв пятое место с общей суммой баллов 483. Она показала один из наивысших результатов экономии кожтовара — 8 процентов. Лучше, чем у нее, этот показатель был только у победительницы Надежды Дубровиной. Правда, равного с Мариной Макарцовой процента экономии достигла также Вера Болтнева из ЗАО «Торговый дом «Белка», самая опытная из соревнующихся. Профессиональный стаж Веры Ивановны свыше 40 лет -это вдвое больше, чем у Марины Макарцовой.

Интересно отметить, что хороший результат по экономии раскроя (7 процентов) наряду с самыми опытными профессионалами показала младшая из конкурсанток Ирина Гредасова, она тоже с «Комплекта». И у нее же, что особенно ценно, солидная сумма баллов за качество. По данному показателю Ирина вошла в шестерку лучших, пропустив вперед только призера Елену Прокудину («Ральф Рингер»), уже упоминавшуюся здесь Веру Ивановну Болтневу и трех лидеров с «Парижской коммуны». Прекрасно, что Ирина Гредасова правильно расставила приоритеты — соревнуясь со старшими, поставила во главу угла показатели соответствия выкроенных деталей стандарту и экономию товара. Трудилась старательно и бережливо. Поэтому ее работа заслуживает высокой оценки, хоть она и выполняла конкурсное задание дольше всех. Главное — сделать хорошо, а скорость приходит со временем. Ирина Гредасова по праву получила специальную премию городского конкурса «Молодая надежда отрасли». Приятно сообщить, что Ира Гредасова тоже в момент овладения профессиональными навыками раскройщицы тоже прошла школу «Парижской коммуны». Она сама рассказала об этом, упомянув добрым словом свою наставницу Татьяну Павловну Денисову старшего мастера цеха № 1 «Парижской коммуны».

10 пар сапожек на конкурсе нужно было раскроить за 35 минут. За каждую лишнюю минуту снималось очко. А за экономию наоборот прибавлялось одно очко. Но максимально возможная прибавка — 5 очков, потому что главная забота конкурсанта — качество. Если две участницы набирают равное количество очков по общей сумме баллов, предпочтение отдается той, у которой выше оценка за качество.

Только лидер конкурса — одна единственная! — Надежда Дубровина с «Парижской коммуны» сумела получить максимум за скорость, уложиться в полчаса. У Надежды Дубровиной оказалось наиболее рациональным использование кожи, и за экономию материала она получила дополнительно 12 очков. Все это и позволило ей уверенно победить с опережением в 8 очков ближайшую соперницу и подругу Валентину Ларину. Вместе они осваивали профессию раскройщицы в училище, вместе работают на «Парижской коммуне» третье десятилетие. Показатели качества выкроенных деталей у них, как и у третьей конкурсантки с «Парижской коммуны» Надежды Кошелевой, наивысшие среди всех соревнующихся с отрывом в 9 баллов. Валентине за экономию времени начислили 3 дополнительных очка. А Надежда Кошелева — самая младшая из них и по возрасту и по стажу — просто уложилась в норматив времени, что удалось далеко не всем участницам. У себя на фабрике Валентина Ларина заняла третье место, уступив вторую ступеньку Надежде Кошелевой.

Во внутрифабричном конкурсе группы предприятий «Парижская коммуна» (с участием региональных дочерних фабрик), который предшествовал городскому, соперничество лидеров было очень острым, с разницей в 1-2 балла. В тройку лучших с правом участия в городском соревновании не попали призеры конкурса «Московские мастера» предыдущих лет. Вот какой был накал борьбы!

В конкурсную комиссию по качеству входили представители всех обувных предприятий, участвующих в профессиональном состязании. Члены этой комиссии не видят соревнующихся, они уходят в отведенное им помещение до начала жеребьевки. После того, как все закончат кроить, в комиссию по качеству поступают короба с номерами. Этим номерам начисляются баллы. В момент награждения при всех называют номера и сумму баллов — в этот момент и становится видно, кто какое место занял.

© ЗАО МОФ "Парижская коммуна", Мараховский Емельян, 2009.