Инструменты подарила обувная фабрика — Топотам

Кто и почему носит нашу обувь?

Инструменты подарила обувная фабрика

Детский духовой оркестр — это большая редкость. Даже в музыкальных школах их немного. А в 4-й школе-интернате, что на улице Мельникова, он существует уже 30-й год. Бессменным руководителем и дирижером оркестра является Игорь Наумович Грингауз.

Многие бывшие воспитанники-оркестранты разных лет, например, Михаил Наумов, Дмитрий Евдокишин, Геннадий Ларионов, Илья Тишкин, Владимир Лазаренков, рассказывали, что возможность играть на духовых инструментах, выступать с оркестром приносили им большую радость в детстве. А потом во взрослой жизни это помогало освоиться в коллективах предприятий, куда они устраивались на работу, найти новых хороших друзей. Профессии у бывших оркестрантов самые разные: водители, автослесари, строители, есть один бармен.

Ребят, играющих в оркестре сегодня, тоже отличает разнообразие интересов. Здесь много хороших спортсменов, много мальчишек, увлекающихся столярным и переплетным делом, девочек-рукодельниц в области шитья, вязания, вышивки. Но помимо всего прочего они любят музыку, регулярно ходят на репетиции и с удовольствием выступают.

Репертуар у оркестра большой и разнообразный. Ребята исполняют военные марши и классику, произведения старинные и современные, песни патриотические и лирические и конечно, гимн интерната.

А началось все с того, что обувная фабрика «Парижская коммуна» подарила интернату духовые инструменты. Долгие годы подшефные находились рядом, в Замоскворечье. Из Садовников — бывшая старинная замоскворецкая слобода, (четверть века назад улица носила имя знаменитой летчицы Осипенко, сейчас — Садовническая), где ребята жили и учились, в Кожевники, где фабрика, семь минут ходьбы. Несколько лет назад интернат переехал из Замоскворечья в Таганский район. Но это тоже неподалеку от «Парижской коммуны», только с другой стороны, поэтому шефство продолжается. И оркестр по-прежнему выступает у обувщиков на праздниках. В его составе примерно 25 ребят-музыкантов.

Ударная группа оркестра — самая большая по численности. Так заведено, что почти каждый оркестрант сначала должен побыть ударником. Это как бы первая ступенька. Так объяснил Эдик Мутфуллин, но тут же и добавил, что это необязательно. Потому что есть такие ребята, которые не переходят в духовую группу, а совершенствуются в своей, как, например, Саша Волков, Дима Анисимов, Илья Шиманчик. Ему доверили большой барабан, когда он был еще шестиклассником. У Ильи удар сильный и точный, он очень чуткий.

— Когда я только начинал играть в оркестре, моим инструментом была чимчара, — сказал Эдик. — Что это такое? А вон видишь того мальчика с белым чубчиком Камиля Абишева. Моя чимчара теперь у него, у него хороший слух и реакция.

Камиль с удовольствием мне показал небольшие тонкие металлические тарелочки. Я думал, что этот инструмент — единичный, в отличие, например, от бубнов и барабанов, которых много, и они разные: большие, маленькие, средние. Но ребята позвали братьев Боковых Сашу и Сергея. Они играют на тарелках, один — на средних, другой — на больших. И стало понятно, что чимчара разновидность металлических ударных, в числе которых литавры.

— Слышь, какой звук у чимчары выразительный, — показал Камиль. — Зато любая ошибка сразу заметна, — добавил он самокритично.

— Поэтому не каждого Игорь Наумович и ставит на чимчару, — объяснил Эдик не без гордости. — Мне нравится этот инструмент, его звучание очень украшает любую музыкальную вещь. Вторым моим инструментом стала труба. А потом мне доверили тунор, у него более низкое звучание.

Эдик считает, что хорошо уметь играть на разных инструментах, а его старший брат Ильдар любит только трубу, Сразу выбрал ее и ни на что не променял. Он убежден, что труба — главный инструмент духового оркестра. Я согласен с ним.

Ребята сказали, что Игорь Наумович принимает всех, кто очень хочет научиться играть. У кого сразу не получается, с теми он, а также Дмитрий Леонидович Чувахин — музыкальный работник и баянист интерната занимаются отдельно, побольше, чем с другими. Раньше в оркестре играли только мальчики, а когда в моду вошли оркестры барабанщиц, девчонки тоже стали просить научить их на этом, ставшем у них очень популярном, инструменте. Просятся многие из них, но остаются — единицы. Хорошими настоящими барабанщицами стали Люба Кострикина и Саша Парфило. А одна девочка Света Михайлова стала даже трубачем. Играет лучше некоторых мальчишек.

© ЗАО МОФ "Парижская коммуна", Мараховский Емельян, 2009.